Учителя Фонда по Сохранению Традиции Махаяны.

Объединенная биография Ламы Еше и Ламы Сопа Ринпоче.
1935 - 1974

Фрагмент Введения к первому изданию книги "Сила Мудрости" (Wisdom Energy) Ламы Еше и Ламы Сопа Ринпоче под редакцией Джонатана Ландау и Александра Берзина.


Текст-источник перевода взят с официального сервера ФПМТ по адресу: http://www.fpmt.org/teachers/jointbio.asp

Первые центры Ламы Еше и Ламы Сопа Ринпоче


Контакт Ламы Еше и Ламы Сопа Ринпоче с учениками с Запада начался в монастыре Гхум в Дарджилинге (Северная Индия). Однажды к ним в комнату зашел монах и сказал, что пришел друг и ищет их. Другом оказалась американка Зина Рачевски, которая в действительности разыскивала великого Дэмо Геше Ринпоче. Но еще со времен монастыря Дунгкар юный Сопа Ринпоче полчил прозвание "Дэмо Ринпоче".

Из этой неожиданной встречи вскоре выросла большая дружба, и оба ламы провели почти год, преподавая Учение у нее на дому, а затем Зина уехала из Дарджилинга на Цейлон. Оттуда она написала множество писем Его Святейшеству Далай-Ламе, умоляя его разрешить ламам приехать к ней. Когда Далай-Лама даровал свое разрешение, она вернулась в Индию, и все трое удостоились аудиенции у Далай-Ламы в Дхарамсале. Здесь же Зина приняла начальные обеты монахини. В 1967 г. оба ламы и их новообретенная ученица уехали из Индии, но не на Цейлон, как было изначально задумано, а в Непал.

Поначалу троица поселилась возле ступы Будданатх в нескольких километрах от Катманду. Однако через пару лет они смогли приобрести земельный участок на вершине близлежащего холма Копан. Здесь в 1969 г. они основали свой первый центр - Непальский Гомпа-Центр Махаяны (Nepal Mahayana Gompa Center). Главное здание его было построено в 1971-72 гг., в основном благодаря пожертвованиям все возрастающего числа их западных учеников. Когда в Центре в 1971 г. начался первый курс медитации, на нем присутстововало около двадцати человек. К седьмому курсу, начавшемуся осенью 1974 г., интерес был столь велик, что пришлось ограничить прием желающих до 200 человек, поскольку больше центр вместить не мог.

В декабре 1973 г. Копан превратился в обитель Международного Института Махаяны (International Mahayana Institute), организации, состоявшей из западных монахов и монахинь. Эта неоперившаяся сангха, насчитывающая ныне около тридцати человек, следует распорядку работы, обучения и медитационных ретритов, который предназначен для того, чтобы помочь им полностью посвятить свою жизнь Дхарме. Они публикуют наставления и переводы, которые делают их ламы, а также готовят условия для групповых и индивидуальных ретритов для интересующихся медитацией посетителей любой религиозной принадлежности.

Копан - не единственное место, где Лама Еше и Лама Сопа пробовали свои силы в создании плодотворной атмосферы для воплощения Дхармы. В 1972 г. они купили участок в Дхарамсале, станции в горах на севере Индии, которая уже много лет была резиденцией Его Святейшества Далай-Ламы, и где в 1971 г. разместилась Библиотека Тибетских Работ и Архивов (Library of Tibetan Works and Archives). В доме, ранее принадлежавшем Кьябдже Триджангу Ринпоче, Лама Еше и Лама Сопа учредили Центр Ретрита Тушита (Tushita Retreat Center). Сюда направились многие серьезные ученики с копанских медитационных курсов, с занятий в Библиотеке Дхарамсалы и из других центров, чтобы благодаря стремительно расширяющимся возможностям и площадям Центра продвинуться вперед в своей духовной практике.

Отнюдь не одни лишь ученики с Запада удостоились сострадания, помощи и энергии Ламы Еше и Ламы Сопа. Некогда тибетцы и шерпы Солу Кхумбу попросили Лавудо-Ламу, предшественника Ламы Тхубтэна Сопа Ринпоче, построить монастырь рядом с пещерой, где он медитировал. Он отказался, ссылаясь на свой преклонный возраст, но пообещал построить монастырь в следующей жизни. Когда в 1967 г. Лама Тхубтэн Сопа Ринпоче вернулся в Непал, он решил выполнить это обещание Лавудо-Ламы.

Ныне покойный Лозанг Цультрим, настоятель близлежащего монастыря, посоветовал ему тогда: "Не имей маленького ума, но построй новый монастырь как можно больше". Пожертвования как заинтересованных людей Запада, так и местных тибетцев и шерпов позволили строительству начаться в 1971 г.

На следующий год Центр Буддийских Исследований Горы Эверест в Лавудо (Mount Everest Center for Buddhist Studies at Lawudo) открыл свои двери для первых учеников. В этом центре проходят подготовку воплощения нескольких великих лам, в том числе наставника Ламы Еше, Геше Нгаванг Гэдун из Сера. Скоро туда же направится и пока еще маленький перевоплощенный Лозанг Цультрим.

Сейчас в Лавудо около пятидесяти детей, которым уделяется много внимания и предоставляется монашеское образование, которое включает не только традиционные для буддизма предметы, но и занятия по языкам (английскому, тибетскому и непали), математике и искусству. Эти монахи - в основном шерпы в возрасте от пяти до девятнадцати лет. В планах развития Центра - расширить его так, чтобы он мог принять 200 учеников, а также обеспечить их духовное и физическое благополучие.

Строя Копан Гомпа под Катманду, Центр Ретрита Тушита в Дхарамсале и Центр Горы Эверест в Лавудо, ламы всегда хотели построить для своих учеников взаимосвязанную систему организаций, которая помогла бы им в духовной практике. Поэтому, когда группа их австралийских учеников пригласила их в Австралию, а г-н Шень из нью-йоркского Института Углубленного Изучения Мировых Религий (Institute for the Advanced Study of World Religions) - в Америку в 1974 г., они увидели в этом замечательную возможность исследовать, что еще можно сделать для помощи искателям духовности.

Перевод Алан Темпль

Hosted by uCoz